КАК Я КУРСИНГОВУЮ МАШИНУ ИСПЫТЫВАЛ.  

Любая курсинговая машина «механический заяц» по сути своей представляет собой скоростную лебедку. Веревка, на одном конце которой закреплена приманка, наматывается на катушку, приводимую в движение вручную или электродвигателем. Тем не менее, это все для меня было ново и необычно: никогда еще ничего подобного таким машинам не делал.

Самой первой идеей было сделать для тренировки собак обычный «ручник». Я даже подходящие шестерни для него приготовил. Но реализацию моих планов остановило то обстоятельство, что в реальности гулять с собакой приходится одному, а для тренировки на ручнике дополнительно нужен еще один человек: кто-то же должен крутить ручку. Поэтому возникла другая идея: сделать курсинговую машину на основе электродвигателя с питанием от аккумулятора и с дистанционным управлением. Засел за расчеты, потому что рассуждения типа: «А доедет то колесо до Петербурга?…» какими бы авторитетными не были, реальных событий могут и не отражать. Прежде всего, нужно было найти компромиссное решение аккумулятор – электродвигатель. Автомобильный аккумулятор и стартер хоть и удачно сочетаются, в данном случае не годятся. Нельзя же каждый раз на прогулку с собакой брать с собой еще около 30 кг оборудования. Погрузить все это в тележку и прицепить к собаке – идея тоже плохая. Мой пес, например, всего 10 кг весит. Да и борзая, все же, совсем не «тягловая лошадь». Поэтому пришлось выбирать электродвигатель весьма умеренного веса и мощности, согласившись с тем, что и дистанция забега тоже сократится. Зато этот электродвигатель можно питать от аккумулятора ручной электродрели. Стал считать скорость. Как известно, борзую на бегах дисквалифицируют, если ее скорость ниже 12 м/с (метров в секунду). Но если считать по результатам соревнований, то получается, что для курсинговой машины вполне достаточна максимальная скорость 14 м/с. Если также учесть, что дистанция получается намного короче – 50-70 метров (против обычной 350 метров), а собака отпускается на приманку с отставанием 7-10 метров, то, если собака при прохождении дистанции «выберет» эти десять метров и к концу дистанции догонит приманку, это будет просто здорово.

Посчитал я все силы – мощности – скорости и собрал первый макет, который решил испытать у себя дома. Катушки подходящего размера у меня не было, поэтому на валу электродвигателя закрепил катушку от магнитофона. Расчетный диаметр для намотки веревки сделал, намотав на катушку соответствующее количество магнитофонной пленки, и привязал к ней конец капроновой веревки. Электродвигатель поставил в одном конце коридора, а веревку протянул через весь коридор и из коридора через всю комнату. Отрезать кусок веревки со шпульки, на которую она была намотана, не хотелось, поэтому я привязал ее, чтобы она не разматывалась. Вместо приманки перехватил петлей небольшую гирьку, примерно равную по весу расчетному тяговому усилию электродвигателя. Подключил электродвигатель к зарядному устройству для аккумуляторов. Гирька резко рванулась с места, но на пороге в коридор врезалась в выступающий край линолеума. Петля вместе со шпулькой размоталась с гирьки, и, шпулька на бешеной скорости влетела в магнитофонную катушку – только осколки пластмассовые во все стороны брызнули.

Никто, к счастью, не пострадал, а я сделал вывод, что если гирька резво поехала, расчеты правильные и пора переходить к полевым испытаниям. Вручную за два вечера сделал катушку расчетного диаметра из деревянного цилиндра и металлических боковушек. Такая конструкция при ударах уже не разлетится на кусочки, как магнитофонная катушка. Сделал из пружины веревкоукладчик и укрепил перед катушкой. Примотал изолентой аккумулятор и сделал провод с кнопкой на конце для управления. Пока кнопка удерживается в нажатом положении, электродвигатель включен. Получился макет, который уже можно было вынести из дома.

Позвал в помощники жену и пошли мы с макетом курсинговой машиной на поляну, где обычно с собаками гуляют. Своих собак с собой не брал: испытания все же. На конец веревки прикрепил двухлитровую пустую бутылку из-под Кока-Колы. Установил макет, жена осталась рядом с ним, а я стал веревку разматывать. В этот момент на поляне бабулька собачку прогуливала. Она очень испугалась, подумала, что мы будем фейрверк устраивать и все подзорвем (это как раз перед Новым годом было). Успокоили, что ничего взрывать не будем. Из отрезанных горлышек от пластиковых бутылок сделал импровизированные «ролики» для веревки, организовав трассу с двумя поворотами примерно на 90 градусов. Растянул веревку на 70 метров. Трасса получилась, похожая на букву Z. Я махнул рукой жене, она нажала кнопку, и, бутылка резво сорвалась с места и понеслась по снегу, забавно подлетая на неровностях, проскользнула первый и второй повороты и скрылась за кустом. Скорость не замерял, но, навскидку, на 13 м/с очень даже похоже. Я был очень доволен: беговуха работоспособна! Не омрачило мою радость даже то, что жена вовремя не отпустила кнопку и бутылка на максимальной скорости влетела в макет, превратив пружинный веревкоукладчик в бесформенную проволоку. Как она потом сказала, не ожидала такого быстрого появления движущейся бутылки из-за куста. Ладно, учту, сделаю более прочный веревкоукладчик.

После этого приступил к изготовлению собственно курсинговой машины. Пришлось засесть за чертежи, чтобы все составные части беспроблемно соединились в единую конструкцию. Хотелось сразу учесть все по максимуму, чтобы потом меньше переделывать пришлось.

И вот уже готов первый опытный образец. Провести его испытания я решил на трассе длиной свыше 100 метров. Тут уже поляной не обойдешься. Случай для испытаний как раз представился – поехали на выходные за город. За городом – поле – не поле, луг – не луг. Под снегом толком не видно. Идет пара тропинок по краю, снегом припорошенных. Поставил курсинговую машину на тропинке, закрепил на конце веревки бутылку двухлитровую из под Кока-колы. В бутылке еще небольшой кусок льда оказался. Я решил, что ничего, как утяжелитель сойдет. Проложил веревку, где мог, вдоль тропинки, но мне же для достоверности испытаний еще и повороты нужно сделать. Поэтому в конце трассы все же пришлось на участок поля залезть, где снега по колено и из снега толстые сухие травинины в рост человека торчат, с метелками на конце и со стеблями в виде пустотелой трубки (как правильно растение называется – не знаю). Собаку, конечно, на таком поле нельзя отпускать бегать, ну а бутылка пусть бежит, что ей будет-то? Но, как потом выяснилось, не все так просто. Вернулся я назад, к курсинговой машине. Оказалось даже, что я еще не всю веревку размотал, некоторое небольшое количество на катушке осталось. Ну да я уж дистанцию увеличивать не стал, поленился идти назад к бутылке и там по сугробам лазить. Нажал кнопку, двигатель, было, начал крутиться, но вдруг встал. Я расстроился, подумал, что не хватило мощности на три поворота и на такую длину. Отпустил кнопку и... Катушка вдруг начала с бешеной скоростью разматываться, сбрасывая с себя намотанную веревку. Через две секунды машина была окутана паутиной из веревки. А произошло, оказывается, вот что: при запуске двигателя он рванул веревку, бутылка дернулась и обмоталась вокруг одной сухой травинины. Веревка начала растягиваться, превратившись в гигантскую пружину (120 метров, однако). Как только двигатель был выключен и перестал тянуть веревку, эта гигантская пружина резко дернула катушку назад, и катушка стала разматываться, скидывая с себя веревку виток за витком.

После того, как распутал паутину и «освободил» бутылку из травяного плена, перенеся ее чуть ближе, на тропинку, все заработало. Но получасовое ковыряние с «паутиной», поиск концов и распутывание веревки на морозе несколько уменьшило радость успешно завершенного испытания.

Если кто-то считает, что курсинговая машина – это просто, пусть попробует ее сделать!


Назад на главную

Hosted by uCoz